Политический кризис 30-х годов, попытка правительства Чемберлена
договориться с Гитлером, привели британское военное руководство к важным
выводам. Стало очевидно, что промышленность Британии будет не в
состоянии за короткий срок перевооружить армию. Англичанам не осталось
ничего другого, как обратиться за помощью к союзникам.
В апреле
1938 года в США была направлена закупочная комиссия, с целью
подготовить поставки наиболее подходящих типов военной техники. В числе
этих типов, были и 250 самолетов Локхид ''Хадсон'', за которых
британское правительство уплатило 25 миллионов долларов.
Прообраз этой машины - 14-местный пассажирский и транспортный самолет
Локхид 14FG-2 - впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 года. Фирма до
этого не строила и не разрабатывала боевую технику, однако ее
конструкторы предусматривали легкое превращение гражданских самолетов в
военные. Так и получилось, что, за четыре дня до того, как завод в
Бербанке посетили англичане, в заводском цехе появился макет
военно-транспортного самолета, который не мог не привлечь внимание
покупателей. Так оно и получилось. Британцы безошибочно угадали в В-14
не столько учебный самолет для подготовки экипажей многомоторных
бомбардировщиков, сколько идеальное средство патрулирования над морской
поверхностью.
Важным достоинством В-14 был объемистый фюзеляж,
вмещающий экипаж из четырех человек и 1500 кг. бомб. В носовой части
фюзеляжа размещался штурман; там же могли быть установлены два
неподвижных курсовых пулемета. Англичане настояли на усилении
вооружения: еще два пулемета были размещены в шаровидной застекленной
турели Бултон-Пол на хребте фюзеляжа. Самолет был оснащен двумя
звездообразными двигателями Райт GR-1820-G102A. Все вооружение было
британского производства, калибра 7,7 мм. установка вооружения снизила
бомбовую нагрузку до 762 кг. 25 июля 1938 года закупочная комиссия
заключила контракт на поставку самолетов Локхид В-14L (''Хадсон'' I), с
условием, что самолеты будут построены до декабря 1939 года.
Фирма Локхид немедленно приступила к подготовке серийного выпуска, ведь
для выполнения контракта ей следовало выпускать пять самолетов в неделю!
10 декабря 1939 года в воздух поднялся первый серийный В-14L, а уже в
феврале первые ''Хадсоны'' поступили заказчику. На аэродроме Спек
(Speke) в Британии проходила оснастка самолетов британским вооружением;
первые ''Хадсоны'' послужили эталоном для испытаний и обучения экипажей.
Не лишним будет упомянуть, что самолеты шли в обход нейтралитета,
объявленного правительством США, и потому британские ''кокарды'' на
фюзеляжах и плоскостях пришлось заклеивать белой бумагой.
''Локхид'' собрал 250 самолетов с двухмесячным опережением плана! 28
самолетов передали ВВС Канады, три машины в 1940 году получила авиация
Южно-Африканского Союза.
Что же представлял собой ''Хадсон''?
Нет нужды говорить, что этот самолет являлся логическим продолжением
конструкций, разработанных на фирме в 30-е годы: ''Вега'', ''Орион'',
''Электра''. В отличие от них, новый самолет был цельнометаллическим:
двухмоторный среднеплан с разнесенным оперением и развитой механизацией
крыла, включавшей закрылки Фаулера и патентованные фиксированные
предкрылки - так называемые щели Локхида. Топливные баки являлись
интегральной частью крыла.
В апреле 1939 года экипажи 224-й
эскадрильи RAF начали на этих машинах регулярное патрулирование
Северного Моря. Деятельность и этого, и других патрульных соединений RAF
приобрела особое значение после начала боевых действий - для Англии,
было жизненно важно сохранить контроль над своими морскими
коммуникациями. В начале 1940 года на ''Хадсоны'' впервые начали
устанавливать противолодочные радары ASV Mk.I. Самолеты этого типа
активно участвовали во многих кампаниях морской войны. Именно они
обнаружили германский транспорт ''Альтмарк'', перевозивший в своих
трюмах более 300 пленных британских моряков. ''Хадсоны'' участвовали в
эвакуации войск под Дюнкерком в мае-июне 1940 года, атаковали германский
рейдер ''Шарнхорст'' в июне того же года:
Выпуск самолетов
этого типа не ограничился 250 экземплярами. Самолеты версии Mk. II
внешне не отличались от Mk.I, однако их конструкция была усилена.
''Хадсон'' III (428 самолетов) оснащался двигателями GR-1820-G205A
мощностью 1200 л.с. Эти машины могли нести пулеметы в окнах
фюзеляжа-салона, и были оптимизированы для полетов над морем. Часть из
них - Mk.III(LR) - отличалась большой дальностью полета за счет
увеличенного объема топливных баков.
Тем временем, на самолет
обратили внимание власти собственной страны. Для ''американских''
самолетов была принята иная система обозначения. Так, А-28 соответствует
версии Mk.IV. 52 самолета этой версии приобрела также Австралия. А-28А -
это версия ''Хадсон'' Mk.V (в Британии Mk.VI), построенная в количестве
450 экземпляров. А-29 и А-29А сходны с Mk.III(LR), оснащены двигателем
Райт R-1820-87. Из 616 самолетов, 20 приобрел американский флот под
маркой PBO-1, 153 купила армейская авиация, 23 приобрел Китай, остальные
- RAF. Американские А-29 несли открытые стрелковые точки вместо
турелей. Версия А-29В предназначалась для аэрофотосъемки, АТ-18 (217
самолетов) со стрелковой башней Мартин - для обучения стрелков, АТ-18А
(83 невооруженных самолета) - для подготовки штурманов.
Для
своего времени, ''Хадсон'' являлся действительно, многоцелевым
самолетом, поскольку диапазон его применения включал в себя дальнее
морское патрулирование, уничтожение подводных лодок и надводных кораблей
(ударная мощь в этом случае удачно дополнялась пуском неуправляемых
ракет), перевозку войсковых частей, заброску диверсионных групп,
метеорологическое обеспечение:
До апреля 1943 года было
построено 2940 самолетов всех версий. На сравнительно небольшой фирме в
ту пору было занято 94 000 работников!
От переводчика: в статье
не упомянуто о службе ''Хадсонов'' в ВВС Нидерландов и Новой Зеландии. В
1943 году, 117-я эскадрилья RAF, вооруженная ''Хадсонами'' VI
участвовала в боях в Тунисе.
Не лишним будет также упомянуть, что А-29 предлагали поставлять СССР по ленд-лизу, наряду с самолетами В-17, ''Бостон'', ''Митчелл''.